Музей истории ВМФ в парке Северное Тушино
В нашей стране крайне мало мест, где можно погрузиться в подводную эпопею отечественного флота — особое внимание заслуживает «Музей истории ВМФ», торжественное открытие которого состоялось 26 июля 2006 года. Он находится в парке «Северное Тушино» на берегу Химкинского водохранилища и является одним из самых посещаемых туристических и экскурсионных объектов Российской столицы. А парк расположен на территории СЗАО города Москвы.
Описание экспозиции музея
Сердце музея в Москве — подводная лодка Б-396 «Новосибирский Комсомолец», на базе которой и был создан этот уникальный проект. Посетители могут прогуляться по двухэтажному выставочному павильону, исследовать открытую площадку с боевой техникой, ставшей частью музейного комплекса. По большой дизельной подводной лодке, которая служила на Краснознаменном Северном флоте в 1980 — 1998 годы, а затем была списана на берег и проводятся экскурсии. Ее длина — 90 метров, в бортах вырезаны две специальные двери —вход и выход, а около 60% боевого оборудования демонтировано, чтобы обеспечить безопасный и комфортный осмотр.
Вся лодка разделена на семь функциональных отсеков:
• торпедный отсек — носовая часть, где размещены шесть торпедных аппаратов. Снаружи торпедные трубы закрыты заглушками, но внутри посетители могут увидеть сами торпедные устройства и оценить их масштаб;
• радиорубка — расположена сразу за торпедным отсеком, именно отсюда велась связь с командованием;
• два жилых отсека, совмещённых с аккумуляторными помещениями — здесь размещался основной экипаж;
• центральный пост управления (ЦПУ), откуда командир управлял всеми системами и боевыми действиями;
• дизельный отсек — место, где работали мощные дизельные двигатели для зарядки аккумуляторов на поверхности;
• электромоторный отсек — обеспечивал движение под водой;
• кормовой отсек — завершает конструкцию лодки.
Особенность дизель-электрических подлодок проекта 641Б — полное отсутствие иллюминаторов. Вся навигация и наблюдение велись через перископы и технические системы, что подчёркивает замкнутость и герметичность подводного мира.
Жизненные условия экипажа были крайне скромными. Офицеры размещались по двое в каюте, пространство использовалось с максимальной экономией. Отдельно выделены каюта корабельного врача и медицинский изолятор — свидетельство того, что даже в условиях ограниченного пространства забота о здоровье экипажа оставалась приоритетом.
На выбор гостей три экскурсионных маршрута:
• прогулка по отсекам лодки;
• осмотр постоянной выставки в павильоне;
• подъём на верхнюю палубу (в тёплый период года с апреля до октября).
В выставочном павильоне размещены архивные материалы, интерактивные стенды и мультимедийные инсталляции. Внутри павильона развернуты три тематические выставки:
• «Страницы морской славы. Подводники»;
• «Величие и глубина»;
• «Страницы морской славы. Отечественные флотоводцы».
Первая из них посвящена профессионализму подводников: здесь рассказывается о главных сражениях, исторических миссиях и технологическом развитии подводного флота. Среди экспонатов — макеты почти всех типов подводных лодок, служивших в ВМФ РФ, а также копия «Бочки Никонова» — первого в истории России подводного судна.
Выставка «Отечественные флотоводцы» охватывает более трёх веков морской истории — от реформ Петра I до адмирала Николая Герасимовича Кузнецова, сыгравшего важную роль в формировании ВМФ СССР. Посетители узнают о жизни, подвигах и достижениях величайших морских командиров России.
Особенности и история музея
Официальное название учреждения — «Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России». Его появление в Москве стало результатом целенаправленной государственной инициативы: в 2003 году правительство столицы приняло постановление «О создании в Москве Культурно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России». Этот акт отменил предыдущее, не реализованное постановление от 1999 года, которое предусматривало создание постоянных выставок, посвящённых истории подводного флота и ракетной техники России. Несмотря на амбициозные планы, тогда проект так и не вышел за рамки бумаг.
Изначально «ядром» будущего музея в Москве должны были стать два крупных корабля: сторожевой корабль «Дружный» и дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец». Однако судьба распорядилась иначе: «Дружный» попал в частную структуру — Морской клуб «Звезда», но впоследствии корабль, был отправлен на металлолом. К счастью, подводная лодка Б-396 избежала подобной участи. Благодаря финансированию из бюджета Москвы, её удалось перевезти, отреставрировать, подготовить к экспозиции и с 2006 году она стала главным символом музея в Москве. Значимым этапом в развитии комплекса стало объединение в 2012 году с парком культуры и отдыха «Северное Тушино». С этого момента музей официально стал его структурным подразделением, что позволило интегрировать военно-историческую экспозицию в общий культурно-досуговый ландшафт парка.
Центральный экспонат музея в Москве — дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом», известная как Б-396 «Новосибирский комсомолец». Спущенная на воду в 1980 году на легендарном судостроительном заводе «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), она вступила в строй в 1981 году и была зачислена в состав Северного флота. В годы активной службы она участвовала в боевых походах в Средиземное море, несла дежурство в Северной и Южной Атлантике, а большую часть времени проводила в акваториях Баренцева и Норвежского морей — основных зонах патрулирования советского подводного флота. После вывода из состава ВМФ в 1998 году лодка была приобретена правительством Москвы для музея.
В 2007 году рядом с подлодкой были установлены два редчайших образца советской военной техники, доставленные из Каспийска:
• экраноплан «Орлёнок» — боевой транспортно-десантный аппарат, способный развивать высокую скорость над водой за счёт эффекта экрана. Оснащён мощным турбовинтовым двигателем НК-12, тем же, что стоял на бомбардировщиках Ту-95, противолодочных Ту-142 и пассажирском Ту-114;
• десантно-штурмовой катер «Скат» — судно на воздушной подушке для быстрой высадки морского десанта в труднодоступных районах.
На открытой площадке представлены:
• аварийный буй, спасавший экипажи в критических ситуациях;
• выдвижная антенна «Синтез» и другие фрагменты перископных систем, включая телевизионную голову МТ-70 и устройство «Завеса»;
• часть паротурбинной установки;
• макеты торпед, иллюстрирующие развитие подводного вооружения.
Сочетание настоящей боевой техники, документальной экспозиции дает возможность погружения в историческую атмосферу подводной службы.
Информация для посетителей музея
Адрес: Москва, улица Свободы, дом 56
Музей принимает группы до 15 человек. Для льготных категорий (школьники, пенсионеры, участники боевых действий и др.) допускается до двух сопровождающих без ограничений. Все групповые экскурсии проводятся только по предварительной записи в дни официальной работы музея в Москве. Бесплатно посетить музей могут дети до 6 лет, ветераны ВОВ, неработающие инвалиды 1,2 групп, дети-сироты, студенты-очники в первое воскресенье месяца, работники музеев РФ. Имеется возможность приобрести единый билет 2 в 1 (подводная лодка + выставка).